Меню
х

Вот в чем никогда нельзя упрекнуть «Театр сказки», так это в боязни перестараться

20 февраля 2012
Владимир Несторович
Журнал «KidsReview.ru»

Вот в чем никогда нельзя упрекнуть «Театр сказки», так это в боязни перестараться. Требуется по сюжету, чтобы пушки палили — будут палить, да так что запах пиротехники окутает зрителей последнего ряда. Надо задействовать в спектакле двадцать кукол — задействуют двадцать пять, чтобы отдельные персонажи предстали во всей красе, с эффектом изменяющегося масштаба. Именно так и поставлен спектакль «Щелкунчик и Мышиный король».

Останавливаться на сюжете нет особой нужды. Все с детства помнят чудесную волшебную сказку Эрнста Теодора Амадея и так далее Гофмана, и «Театр сказки» хрестоматийно воплощает ее на сцене. Настолько хрестоматийно, что выскажу даже крамольную мысль: читать детям оригинал перед спектаклем необязательно. Все сказочное волшебство, выписанное у Гофмана, не менее волшебно и правдоподобно воплощено в спектакле. Кажется, что создатели не просто бережно, со всеми деталями перенесли сказку на сцену, а словно бы оживили иллюстрации из богато изданной книги.

«Театр сказки» и его художник Анна Игнатьева известны своим трепетным отношением к художественной составляющей своих спектаклей. Немного найдется в Петербурге театров, настолько кропотливо, в деталях прорабатывающих оформление своих спектаклей, начиная с первоначальных эскизов и заканчивая сценическим воплощением.

Художественное оформление спектакля «Щелкунчик и Мышиный король» примечательно великолепными гротескными костюмами, неизменно оригинальными куклами, общей композицией сцены и, разумеется, миниатюрными элементами, которые хочется долго-долго рассматривать, вплоть до стрелочек на крохотных настенных часах в уменьшенной копии комнаты Мари. Однако такая дотошность в мелочах имеет и свои минусы. Зал «Театра сказки» отнюдь не камерный, и именно этот спектакль необходимо смотреть не дальше, чем ряда с десятого, иначе существенная часть его художественной составляющей останется попросту незамеченной.

И вот, если вам и вашим детям повезет оказаться к сцене достаточно близко, вы погрузитесь в настоящий мир волшебной зимней сказки.

Различные сцены в спектакле представлены в разных жанрах. Комнатка Мари, которая поначалу показана в виде миниатюрной копии с крохотными фигурками, вдруг увеличивается до размеров всей двухэтажной сцены; рассказ Щелкунчика про принцессу Пирлипат сыгран в виде забавной кукольной оперы; сцены с участием господина Дроссельмейера разыграны в технике театра теней, ну а путешествие Щелкунчика и Мари по сказочной стране и вовсе выполнены в виде красочного мультфильма.

Есть в спектакле и выступающий из полумрака Рассказчик с вкрадчивым голосом, замысловатым костюмом и манерой исполнять неожиданные фокусы руками.

Кукол в спектакле предостаточно, и во время особо массовых сцен живыми куклами заполнено все пространство. Солдаты воюют, пушки палят, кукольные дамы в платьях заламывают руки, мыши злобно пищат, звонкоголосый Щелкунчик бросается в бой за свою прекрасную госпожу. Каким образом небольшому количеству артистов удается управлять всей этой армией, сообщая каждой кукле индивидуальное движение, — одна из многочисленных загадок этого театра.

Главную, почти единственную человеческую роль в спектакле исполняет Екатерина Стукалова — обаятельнейшая актриса, ключевая фигура труппы, занятая едва ли не во всех спектаклях «Театра сказки». Уж на что мы навидались ролей девочек, а то и мальчиков, исполняемых взрослыми актрисами, такой убедительной игры нам, пожалуй, видеть не доводилось, даром что Мари по книге только-только исполнилось семь лет. У Екатерины есть замечательный дар быть смешной на сцене тогда, когда она этого хочет. И, хотя роль Мари не предполагает никакого комизма, Екатерина не может удержаться, чтобы не вытворить что-нибудь смешное — то рожицу скорчить, то по-малышиному неуклюже забраться на большую кровать.

Две главные мыши в спектакле — Мышильда и ее семиголовый сынок — как и ведьма Чувилиха в спектакле «Терешечка» того же театра, сделаны здорово, но почему-то не страшно. Страх нагоняется не ими, а полчищами маленьких мышек, появляющихся только в виде сверкающих глазок в кромешной темноте сцены под аккомпанемент душераздирающего писка. Но даже это к застыванию крови не приводит.

Самая эмоциональная сцена — самопожертвование Мари, готовой расстаться со своими драгоценностями ради любимого Щелкунчика. Самая зрелищная — сцена битвы. Самая забавная, она же самая музыкальная — история о принцессе Пирлипат со смешными персонажами, сделанными в виде кукол-паппетов.

Лишь одна вещь в спектакле показалась мне непродуманной. Представление длится полтора часа (а по ощущениям даже дольше), и внимание юных зрителей по естественным причинам рано или поздно рассеивается. Поэтому некоторые сцены, которые по замыслу должны проходить в таинственной тишине, сопровождаются легким гулом подуставших зрителей, что слегка смазывает, но отнюдь не портит общую картину.

Итого: спектакль «Щелкунчик и Мышиный король» — изысканное, высокохудожественное воплощение старой волшебной сказки, придуманное, нарисованное, поставленное и разыгранное настоящими мастерами своего дела.



Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
QR Код

Понравилось у нас?
Напишите об этом, используя QR-код.