Петербургские Дорожки Светланы Дорожко
11 сентября 2023
ПЕТЕРБУРГСКИЕ ДОРОЖКИ СВЕТЛАНЫ ДОРОЖКО
Санкт-Петербургский государственный кукольный театр сказки готовит новую историю в постановке Светланы Дорожко. Театр+ попросил главного режиссера «вынырнуть» из репетиционного процесса и прогуляться по предложенным дорожкам-темам.
ДОРОЖКА ПРЕМЬЕРНАЯ
– Новый театральный сезон откроется премьерой «Изумрудный город. Путь домой». Какая кукла потребовала больше всего внимания, какая капризничала, а какая радостно появилась на свет?
– Самой сложной оказалась Элли, главная героиня. Она носитель истории, вокруг нее всё происходит, она подробная, человекоподобная, за ней хочется наблюдать и восхищаться, как же хорошо она повторяет движения человека, но при этом остается куклой. Это очень интересная грань: механика и человекоподобность. Человек легко жестикулирует, а жест куклы – это целая система манипуляций: актер управляет длинной тростью, а рука или голова куклы имеет вес, длину, амплитуду, он должен всё это учитывать, добиваясь от куклы нужного движения или жеста. С Элли мы больше всего возимся. Открою секрет, этих кукол будет две: одна управляется снизу – тростевая, а вторая – планшетной системы, управляется со спины. При этом, несмотря на разность конструкций, они должны одинаково двигаться и создавать цельный образ. Уже почти удалось!
Серьезных усилий в изготовлении потребовала и кукла Дровосека, которую разработал, сделал и продолжает дорабатывать талантливейший технолог нашего театра, известный во всем городе, – Артём Сон. А самая лёгкая, сразу всем полюбившаяся кукла – Тотошка. Ольга Каретникова замечательно сделала эту куклу (и над Элли тоже работала). Сразу получился характер: шустрый, энергичный пес, носитель здорового позитива, оптимист по жизни, хочет, чтобы у всех всё было хорошо.
ДОРОЖКА ПУШКИНСКАЯ
– Вы отправляетесь на Международный Пушкинский фестиваль с титулованным спектаклем «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». О чем бы вы поговорили с гением в Пушгорах? Ему бы понравилась ваша «Царевна»?
– Уверена, наша версия сказки Александру Сергеевичу понравилась бы. Его тексты всегда с хитрецой, чтобы их преобразовать в сценическое действие, надо очень хорошо подумать. Как плыть в поэтическом море и успеть поймать происходящее? Я уже ставила «Сказку о рыбаке и рыбке», но там был другой прием, и про другое думалось. «Жил старик со своею старухою у самого синего моря…». Уже из этих двух строчек можно сыграть спектакль: как они жили, какие у них были привычки, как старик ловил рыбу, рыбак он удачливый или неудачливый, почему у них не было детей, счастливы ли они? В «Царевне» в первой части тоже много глаголов: «Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился, и царица у окна села ждать его одна». Это уже спектакль, каждая строчка – действие. А вторая часть сказки, наоборот, подробная, описательная. Моя любимая строчка: «Вдруг она, моя душа, пошатнулась не дыша, белы руки опустила, плод румяный уронила, закатилися глаза, и она под образа головой на лавку пала и тиха, недвижна стала…» Даже сейчас читаю, и сжимается сердце. Как передать строки о трепетном и нежном отношении автора к своей героине? В театре кукол, через куклу, фактуру, свет, музыку, можно воплотить и такие сложные вещи. Получился очень эмоциональный момент: зритель видит в пустом пространстве маленькую куклу, которая, словно раненная птица, поднимается в воздух, а потом медленно подает, как осенний лист. Мне кажется, Александру Сергеевичу понравилось бы. А спросила бы я его… Даже не знаю, но, наверное, говорила на отвлеченные темы. Например, как вам погода сегодня? Мне было бы интересно понять, какой он человек. Интересно было бы услышать, как он относится к действительности, к тому, что происходит сейчас, что ему кажется важным в наше время. Как он чувствует современного человека? Пушкин почему гений? Он простым и метким словом передает то, что откликается и сегодня, спустя столетия.
ДОРОЖКА НОМИНАЦИОННАЯ
– Ваша постановка «Елизавета Бам» номинирована на премию «Золотой Софит» как лучший музыкальный спектакль в театре кукол и еще по нескольким направлениям: лучшая работа актера в театре кукол – Михаил Абрамов за роль 1-го Петра Николаевича, лучшая работа актера в театре кукол – Ольга Зайцева за роль Елизаветы Бам, лучшая работа художника в театре кукол – сценограф Александр Алексеев. Что вызвало такой отклик, на Ваш взгляд?
– Многое! Во-первых, тема. Тема взросления и старения: наш персонаж Елизавета Бам проходит путь от маленькой девочки до старухи. И вопреки стереотипу, что Хармс – это сложно, мне кажется, что мы нашли свой ключ к этому тексту. В материале не заложено, что героиня взрослеет, она девушка, которая существует в абсурдных предлагаемых обстоятельствах. Мы следуем за сознанием героини, которое выхватывает из своей жизни какие-то сюжеты и события. Зритель видит мир через ее восприятие действительности. А еще этот спектакль откликается, потому что, как лоскутное одеяло, состоит из разных эпизодов. Они разные по художественному решению, по внутреннему содержанию, по темпу, по ритму. Вот ты завороженно смотришь, как над залом плывет светящийся домик на длинной двухметровой палке, и слышишь вполне понятный текст. Сложно поверить, что он хармсовский, вполне классическая поэзия. А есть куски «куглы-бурлы-гуглы-бым», где слово перестает иметь значение, важен только ритм и внутреннее актерское действие. Каждый зритель в этом спектакле находит что-то свое. И интеллектуал, который знает и любит Хармса, читал пьесу, готовился к спектаклю. И тот, кто пришел потому, что увидел красивые фотографии, или кто-то ему сказал: «Прикольный спектакль! Сходи посмотри!». И тогда он отметит другое, а что-то непонятное его удивит и заставит задуматься. Например, у нас есть два персонажа – подвижные эксцентрики (Михаил Абрамов, Арсений Блинов), существующие на грани клоунады, – они крепко западают в душу подросткам. А начитанному зрителю запомнится образ Чудотворца (Александр Дулесов), в силуэте которого легко угадывается сам Хармс. Секрет в этом: много векторов воздействия. Я рада, что этот важный для театра эксперимент принят зрителем, что затрагивает смыслово и эмоционально, что спектакль востребован. И если нас так высоко оценили эксперты «Золотого софита» (хотя номинация – это пока только номининация), значит, наши цели были достигнуты.
ДОРОЖКА РАЗРУШИТЕЛЬНАЯ
– Вы – созидательный разрушитель: крушите стереотип, что кукольный театр – это детское пространство. За три года – две премьеры для взрослых. Ждать ли новых постановок 16+?
– Для театра, который был создан и всегда работает для детей, сложно менять репертуарную политику. Нужны определенные усилия, чтобы привлечь зрителя, чтобы постановки ему были интересны и могли конкурировать с театрами «для взрослых». Придумать такой спектакль, найти материал не так просто. Пока делаем паузу и выпускаем две яркие премьеры для детей. А дальше снова будет для взрослых. И скорее всего, малой формы, как «Елизавета Бам», где всего 60 зрителей, или «Русалка» (постановка Алексея Шульгача и Дианы Разживайкиной) – супермалой формы, всего 30 зрителей. Этот спектакль – наша первая проба «для взрослых» – вызвал большой зрительский и профессиональный интерес, мы номинировались на «Золотую маску». Обе новые постановки оказались удачным экспериментом, надеюсь, будет везти и дальше, будем двигаться!
ДОРОЖКА ВДОХНОВЕННАЯ
– Вы как-то поделились впечатлением: Москва бегает, Петербург фланирует. И в этом образе сразу проступает влюбленность в северную столицу. Город по-прежнему вас вдохновляет? Помогает творить и высказываться?
– Я водный человек: родилась и выросла на море, папа – моряк. Мне важно, что в Петербурге есть выход к морю, я чувствую его запах, я люблю эту влажность и пасмурность. Залив и много воды в самом городе – это здорово. Наши с мужем прогулки, как правило, связаны с каналами. Очень любим один мостик на Фонтанке, где сидим, свесив ноги, и смотрим на проплывающие под нами кораблики. Чтобы высказываться, выплескивать эмоции, релаксирую на воду.
ДОРОЖКА ПРИОРИТЕТНАЯ
– Какие флажки-приоритеты сегодня на дороге главного режиссера?
– В приоритете – люди. Я иду вперед вместе с коллективом. Любой процесс, когда он связан с людьми, он сложен. Несмотря на то, что я раньше работала здесь 7 лет актрисой и с некоторыми дружна, мы всё еще привыкаем друг к другу. Я транслирую, что мой театр – это содружество профессионалов и не приемлю, когда к театру относятся как к месту, в которое пришел, отработал сколько-то часов по табелю и ушел. Мы много трудимся, и не просто физически. Актер, приходя домой, продолжает думать о своей роли. Режиссер – о том, как продумать действие. Невозможно приходить на репетицию с нуля. Вот сейчас идет процесс, каждый день я погружаюсь и живу в «Изумрудном городе». И если полностью из него выйду сегодня, то завтра будет сложно. Сейчас весь коллектив театра живет премьерой. Процесс создания спектакля забирает много сил, требует ему отдаваться всецело. Может быть, я слишком строга, но по-другому не могу: с точки зрения профессии планка всегда должна быть высокой.
Спектакль – это как новая жизнь. Ты заново рождаешься. Ты не знаешь, как всё будет, может получиться непредсказуемый результат. Ты вроде всё придумал, простроил, а вышло по-другому. Может быть, даже и лучше, чем задумал. Театр – живой организм, потому что крепко связан с людьми. Каждый человек наполняет спектакль своей энергией, идеями, профессиональным опытом – от режиссера до монтировщика! И ты смотришь, анализируешь и стараешься вписать это всё в свою идею. Но ппремьера – всегда радость. Сейчас театр как раз в предвкушении..
Санкт-Петербургский государственный кукольный театр сказки готовит новую историю в постановке Светланы Дорожко. Театр+ попросил главного режиссера «вынырнуть» из репетиционного процесса и прогуляться по предложенным дорожкам-темам.
ДОРОЖКА ПРЕМЬЕРНАЯ
– Новый театральный сезон откроется премьерой «Изумрудный город. Путь домой». Какая кукла потребовала больше всего внимания, какая капризничала, а какая радостно появилась на свет?
– Самой сложной оказалась Элли, главная героиня. Она носитель истории, вокруг нее всё происходит, она подробная, человекоподобная, за ней хочется наблюдать и восхищаться, как же хорошо она повторяет движения человека, но при этом остается куклой. Это очень интересная грань: механика и человекоподобность. Человек легко жестикулирует, а жест куклы – это целая система манипуляций: актер управляет длинной тростью, а рука или голова куклы имеет вес, длину, амплитуду, он должен всё это учитывать, добиваясь от куклы нужного движения или жеста. С Элли мы больше всего возимся. Открою секрет, этих кукол будет две: одна управляется снизу – тростевая, а вторая – планшетной системы, управляется со спины. При этом, несмотря на разность конструкций, они должны одинаково двигаться и создавать цельный образ. Уже почти удалось!
Серьезных усилий в изготовлении потребовала и кукла Дровосека, которую разработал, сделал и продолжает дорабатывать талантливейший технолог нашего театра, известный во всем городе, – Артём Сон. А самая лёгкая, сразу всем полюбившаяся кукла – Тотошка. Ольга Каретникова замечательно сделала эту куклу (и над Элли тоже работала). Сразу получился характер: шустрый, энергичный пес, носитель здорового позитива, оптимист по жизни, хочет, чтобы у всех всё было хорошо.
ДОРОЖКА ПУШКИНСКАЯ
– Вы отправляетесь на Международный Пушкинский фестиваль с титулованным спектаклем «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». О чем бы вы поговорили с гением в Пушгорах? Ему бы понравилась ваша «Царевна»?
– Уверена, наша версия сказки Александру Сергеевичу понравилась бы. Его тексты всегда с хитрецой, чтобы их преобразовать в сценическое действие, надо очень хорошо подумать. Как плыть в поэтическом море и успеть поймать происходящее? Я уже ставила «Сказку о рыбаке и рыбке», но там был другой прием, и про другое думалось. «Жил старик со своею старухою у самого синего моря…». Уже из этих двух строчек можно сыграть спектакль: как они жили, какие у них были привычки, как старик ловил рыбу, рыбак он удачливый или неудачливый, почему у них не было детей, счастливы ли они? В «Царевне» в первой части тоже много глаголов: «Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился, и царица у окна села ждать его одна». Это уже спектакль, каждая строчка – действие. А вторая часть сказки, наоборот, подробная, описательная. Моя любимая строчка: «Вдруг она, моя душа, пошатнулась не дыша, белы руки опустила, плод румяный уронила, закатилися глаза, и она под образа головой на лавку пала и тиха, недвижна стала…» Даже сейчас читаю, и сжимается сердце. Как передать строки о трепетном и нежном отношении автора к своей героине? В театре кукол, через куклу, фактуру, свет, музыку, можно воплотить и такие сложные вещи. Получился очень эмоциональный момент: зритель видит в пустом пространстве маленькую куклу, которая, словно раненная птица, поднимается в воздух, а потом медленно подает, как осенний лист. Мне кажется, Александру Сергеевичу понравилось бы. А спросила бы я его… Даже не знаю, но, наверное, говорила на отвлеченные темы. Например, как вам погода сегодня? Мне было бы интересно понять, какой он человек. Интересно было бы услышать, как он относится к действительности, к тому, что происходит сейчас, что ему кажется важным в наше время. Как он чувствует современного человека? Пушкин почему гений? Он простым и метким словом передает то, что откликается и сегодня, спустя столетия.
ДОРОЖКА НОМИНАЦИОННАЯ
– Ваша постановка «Елизавета Бам» номинирована на премию «Золотой Софит» как лучший музыкальный спектакль в театре кукол и еще по нескольким направлениям: лучшая работа актера в театре кукол – Михаил Абрамов за роль 1-го Петра Николаевича, лучшая работа актера в театре кукол – Ольга Зайцева за роль Елизаветы Бам, лучшая работа художника в театре кукол – сценограф Александр Алексеев. Что вызвало такой отклик, на Ваш взгляд?
– Многое! Во-первых, тема. Тема взросления и старения: наш персонаж Елизавета Бам проходит путь от маленькой девочки до старухи. И вопреки стереотипу, что Хармс – это сложно, мне кажется, что мы нашли свой ключ к этому тексту. В материале не заложено, что героиня взрослеет, она девушка, которая существует в абсурдных предлагаемых обстоятельствах. Мы следуем за сознанием героини, которое выхватывает из своей жизни какие-то сюжеты и события. Зритель видит мир через ее восприятие действительности. А еще этот спектакль откликается, потому что, как лоскутное одеяло, состоит из разных эпизодов. Они разные по художественному решению, по внутреннему содержанию, по темпу, по ритму. Вот ты завороженно смотришь, как над залом плывет светящийся домик на длинной двухметровой палке, и слышишь вполне понятный текст. Сложно поверить, что он хармсовский, вполне классическая поэзия. А есть куски «куглы-бурлы-гуглы-бым», где слово перестает иметь значение, важен только ритм и внутреннее актерское действие. Каждый зритель в этом спектакле находит что-то свое. И интеллектуал, который знает и любит Хармса, читал пьесу, готовился к спектаклю. И тот, кто пришел потому, что увидел красивые фотографии, или кто-то ему сказал: «Прикольный спектакль! Сходи посмотри!». И тогда он отметит другое, а что-то непонятное его удивит и заставит задуматься. Например, у нас есть два персонажа – подвижные эксцентрики (Михаил Абрамов, Арсений Блинов), существующие на грани клоунады, – они крепко западают в душу подросткам. А начитанному зрителю запомнится образ Чудотворца (Александр Дулесов), в силуэте которого легко угадывается сам Хармс. Секрет в этом: много векторов воздействия. Я рада, что этот важный для театра эксперимент принят зрителем, что затрагивает смыслово и эмоционально, что спектакль востребован. И если нас так высоко оценили эксперты «Золотого софита» (хотя номинация – это пока только номининация), значит, наши цели были достигнуты.
ДОРОЖКА РАЗРУШИТЕЛЬНАЯ
– Вы – созидательный разрушитель: крушите стереотип, что кукольный театр – это детское пространство. За три года – две премьеры для взрослых. Ждать ли новых постановок 16+?
– Для театра, который был создан и всегда работает для детей, сложно менять репертуарную политику. Нужны определенные усилия, чтобы привлечь зрителя, чтобы постановки ему были интересны и могли конкурировать с театрами «для взрослых». Придумать такой спектакль, найти материал не так просто. Пока делаем паузу и выпускаем две яркие премьеры для детей. А дальше снова будет для взрослых. И скорее всего, малой формы, как «Елизавета Бам», где всего 60 зрителей, или «Русалка» (постановка Алексея Шульгача и Дианы Разживайкиной) – супермалой формы, всего 30 зрителей. Этот спектакль – наша первая проба «для взрослых» – вызвал большой зрительский и профессиональный интерес, мы номинировались на «Золотую маску». Обе новые постановки оказались удачным экспериментом, надеюсь, будет везти и дальше, будем двигаться!
ДОРОЖКА ВДОХНОВЕННАЯ
– Вы как-то поделились впечатлением: Москва бегает, Петербург фланирует. И в этом образе сразу проступает влюбленность в северную столицу. Город по-прежнему вас вдохновляет? Помогает творить и высказываться?
– Я водный человек: родилась и выросла на море, папа – моряк. Мне важно, что в Петербурге есть выход к морю, я чувствую его запах, я люблю эту влажность и пасмурность. Залив и много воды в самом городе – это здорово. Наши с мужем прогулки, как правило, связаны с каналами. Очень любим один мостик на Фонтанке, где сидим, свесив ноги, и смотрим на проплывающие под нами кораблики. Чтобы высказываться, выплескивать эмоции, релаксирую на воду.
ДОРОЖКА ПРИОРИТЕТНАЯ
– Какие флажки-приоритеты сегодня на дороге главного режиссера?
– В приоритете – люди. Я иду вперед вместе с коллективом. Любой процесс, когда он связан с людьми, он сложен. Несмотря на то, что я раньше работала здесь 7 лет актрисой и с некоторыми дружна, мы всё еще привыкаем друг к другу. Я транслирую, что мой театр – это содружество профессионалов и не приемлю, когда к театру относятся как к месту, в которое пришел, отработал сколько-то часов по табелю и ушел. Мы много трудимся, и не просто физически. Актер, приходя домой, продолжает думать о своей роли. Режиссер – о том, как продумать действие. Невозможно приходить на репетицию с нуля. Вот сейчас идет процесс, каждый день я погружаюсь и живу в «Изумрудном городе». И если полностью из него выйду сегодня, то завтра будет сложно. Сейчас весь коллектив театра живет премьерой. Процесс создания спектакля забирает много сил, требует ему отдаваться всецело. Может быть, я слишком строга, но по-другому не могу: с точки зрения профессии планка всегда должна быть высокой.
Спектакль – это как новая жизнь. Ты заново рождаешься. Ты не знаешь, как всё будет, может получиться непредсказуемый результат. Ты вроде всё придумал, простроил, а вышло по-другому. Может быть, даже и лучше, чем задумал. Театр – живой организм, потому что крепко связан с людьми. Каждый человек наполняет спектакль своей энергией, идеями, профессиональным опытом – от режиссера до монтировщика! И ты смотришь, анализируешь и стараешься вписать это всё в свою идею. Но ппремьера – всегда радость. Сейчас театр как раз в предвкушении..
Узнавайте первыми
о новостях и акциях театра
Понравилось у нас?
Напишите об этом, используя QR-код.