Меню
х

Говорит ленинградская сказка

14 февраля 2024
Ирина Мохова
Сказка и война – из разных миров. Но именно с желания порадовать детей началась история кукольного театра сказки 31 декабря 1944 года. Актрисы хотели подарить ленинградцам улыбку, которая была так же важна и необходима, как витамины, как хлеб. С тех пор «Ленсказка» гордо несет свое название и умеет говорить на светлом сказочном языке. 
Премьерный февральский спектакль так и называется: «Говорит ленинградская сказка». Он создан по воспоминаниям из дневников детей блокадного города.

– Историй очень много, кажется, что ты всё про блокаду знаешь, но постоянно открываешь новое. Мы выбрали яркий материал, который меня сразу зацепил, – рассказывает режиссер-постановщик Светлана Маркова. – После прочтения мучил вопрос: «Зачем доставлять мандарины в блокадный Ленинград, если можно привезти хлеб, мясо, крупу? Что это за роскошь такая?» С этого моего возмущения и началась работа, мы все вместе отвечаем: «Потому что детям нужно чудо!» Когда внутри смерти пульсирует жизнь, когда каждый держит в ладошке волшебную дольку, она светится и пахнет праздником.

 Дети мыслят яркими цветами и образами, добрые богатыри обязательно победят злые танки и самолеты. В спектакле использованы стихи сына главного режиссера Светланы Дорожко, он написал их в шесть лет. К детским рисункам отсылает декорация – окошко-портал в мир маленьких героев. Камерный спектакль, разыгранный с помощью небольших кукол, расскажет о великом мужестве детей. Руки артистов будут открыты, на них – вязаные шерстяные перчатки с отрезанными кончиками, как у музыкантов блокадного Ленинграда. Ладонь превращается и в постельку, и в полог, укрывающий от бед и артобстрелов. 

– Это Женька, художник, у него всегда с собой карандаш, он мечтает сбежать на фронт. Подросток точно знает: как только он там окажется, то сразу победит фашистов и блокада закончится, – представляет своих кукол артист Арсений Блинов. – А это Селёжа, он не выговаривает букву «р» и больше всего боится, что в Новый год к нему придет Дед Молоз. Для меня самое главное в этой работе найти что-то светлое, рассказать легко и честно. Дети очень быстро взрослеют в таких страшных обстоятельствах, но выживают и выигрывают благодаря своей фантазии. 

– Это девочка Ева, дошкольница. В день рождения перед войной родители подарили ей красивую огромную куклу. Именно такими должны быть детки: упитанными, розовощекими, а не худыми, со впалыми щеками и глазами. Куклу зовут Таня, за этим именем история моей мамы, – знакомство с героями продолжает актриса Ольга Маноцкова. – Наша семья ленинградская, мама ребенком прожила восемь месяцев в блокаде, когда попала в детский дом, с ней была кукла. Кто-то из детей ее уронил, и фарфоровая головка разбилась. Но еще долго они продолжали играть в эту куклу без головы, шить для нее одежки. Вот и Ева не расстается со своей куклой, зовет ее доченькой, беспокоится за ее будущее. Мы хотим рассказать об этом современным детям доступно, через какие-то яркие художественные послания, как симфония Шостаковича. 

Музыкальный рисунок помогает создать атмосферу чуда и надежды. Звучит не только Седьмая симфония, но много нежных мелодий. А шуточная песенка бомбардировщиков становится путеводной для еще одной героини. 

– Это маленькая скрипачка, девочка романтичная, мечтательная. Она тоже осталась одна, как и все дети в нашей истории, но родители оставили ей адрес: Советская, 5. Надо идти туда, там не обидят, там спасут, – бережно берет в руки свою героиню актриса Ольга Зорина. – Далеко, страшно, темно, но надо идти, и малышка поет: «Мы летим, ковыляя во мгле, мы ползем на последнем крыле, бак пробит, хвост горит, но машина летит на честном слове и на одном крыле».

– Мы потом в финале громко, с надеждой на победу повторяем эту песню, когда дети спасаются вместе с няней Валей. Это наша самая взрослая героиня, до войны работала в детском саду, и в силу своей профессии и любви к детям собрала их под своим крылом, – Светлана Маркова раскрывает шаль на кукле, и получаются большие крылья. – Вместе теплее и веселее. На репетициях мы много шутили, это была защитная реакция на материал. Родившуюся нежность, тонкость, бережность мы хотим передать зрителям.

 Еще один герой сказки – репродуктор, который в то время был единственной связью жителей города и страны. Он у нас оживает и превращается в чудесную птичку, которая помогает детям бороться со злом. Это тоже навеяно историей из дневников. Один мальчик вспоминает, что практически всегда был один в квартире, а единственным источником звуков была тарелка-репродуктор. Он нарисовал на ней лицо, чтобы хоть как-то оживить.

 Птица разговаривает, переживает, дает надежду на чудо, перед которым отступит война. И оно происходит: волшебный мандарин выведет детей из черного мира, раздвинутся все танки и самолеты, дети спасутся. А красивая птица останется охранять и оберегать город, укрывая своими огромными волшебными крыльями. 
Полный текст статьи

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
QR Код

Понравилось у нас?
Напишите об этом, используя QR-код.