Меню
х

Чтобы думать

30 марта 2024
Мария Долматова
«Петербургский театрал» №9 (25)

Два спектакля, о которых хочется рассказать в обзоре, родились в двух ведущих кукольных театрах города на материале произведений классической детской литературы, и при этом оказались не похожими... ни на что из прежде ими созданного. Не похожими радикально, смело и дерзко. Настолько, что, кажется, сами для себя они стали
открытиями. Это спектакли, которые встряхивают сознание и побуждают думать.

В Кукольном театре сказки выпустили «Чу-ко-ко» – оперу-перфоманс в постановке Александра Хромова. До начала спектакля по залу ползают странные существа в белых комбинезонах, к зрителям особо не пристают, что-то как будто ищут; ползанье сопровождает загадочное звукоизвлечение. Дальше они переместятся на сцену, звуки станут громче и еще загадочнее, пока не превратятся в какие-то совершенно марсианские музыкальные партии...

Начиная описывать спектакль, устно или письменно, то и дело прибегаешь к этим «кажется», «какой-то», «как будто» – мозг идет в разведку, пытаясь вписать увиденное в свою систему координат. Посложнее тут будет зрителю, привыкшему видеть на сцене понятные говорящие картинки; попроще и поинтереснее – тому, кто не прочь воспринимать знакомые сказки на незнакомом языке.

Язык этого спектакля (хоть и русский, конечно) не знаком театру, стены которого застряли в середине прошлого века (никому не упрек, это личное ощущение остановившегося времени); но они тянутся друг к другу и их взаимопроникновение чудесно. Язык «Чу-ко-ко» – это язык образов, звуков, свободной фантазии, метаморфоз. Не получается понять – просто любуйся им, внимай на уровне чувств. Странные существа выращивают в больших светящихся коконах истории, наполняют их, ждут созревания.

Сказка про Федору неожиданно вываливается из такого кокона, и хаос, живущей в ней, наполняет сцену. Какой-то мусор, фрагменты кухонной утвари, похожая на Бабу Ягу кукла Федора, огромные плоские морды ее котов...

Некоторое время приходится разбираться без текста, но когда он появляется, только и успеваешь ахать. Текст звучит зонгами в разных музыкальных стилях: вот что-то легкое, лаунджевое, а вот похоже на джаз, а вот уже рок.

У спектакля живое музыкальное сопровождение, артисты поют, подыгрывая себе на необычных музыкальных инструментах: один сделан из тазика, другой из лопаты, третий из трубы. Все собраны, все сыграны, все потрясающе звучат! То есть предметам быта, угнетенным в сказке, на сцене отведено самое что ни на есть почетное место. (Ну, ладно, у Федоры не было конфликта с лопатой, но смотрится она тут отлично!)

Вообще, жизнь вещей в этом спектакле – отдельная статья. Перед нами искусная театральная инженерия в масштабах кукольного театра. Всё взаимосвязано: лампочки, шнурочки, подъемно-опускные механизмы, скорлупа-пазл... Всё непрерывно движется и завораживает своим движением.

После просмотра спектакля нестыдно полезть почитать отзывы, собрать недостающие детали и удивиться чужим открытиям. «Чу-ко-ко» – абсолютно европейский спектакль – раскованный, талантливый, красивый, обреченный (будем надеяться) на счастливую фестивальную жизнь.


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
QR Код

Понравилось у нас?
Напишите об этом, используя QR-код.