Меню
х

Мой театр — про взаимодействие

9 апреля 2024
Анастасия Бочкарёва
«Гагаринский курьер» №3 (176)

В Кукольный театр сказки на Московском проспекте, 121, наверняка ходили многие гагаринцы. Побывал там и «ГК» – как раз накануне Всемирного дня театра, который отмечается 27 марта. Специально для новой рубрики «Работник месяца» главный режиссёр театра Светлана Дорожко рассказала о своём поступлении в театральный институт, смене актёрской карьеры на режиссёрскую, диалоге с аудиторией и свадебном столе посреди зрительного зала.

После окончания школы я приехала из города Мариуполя Донецкой области поступать в Ярославский государственный театральный институт. Как и многие, изначально шла на драматическое отделение: представляла себя такой красивой артисткой, играющей главные роли в кино и театре. Но меня не взяли, и, чтобы не уезжать обратно ни с чем, я решила попробовать поступить на актёра театра кукол в этом же институте, а потом, если что, перевестись на драму.

Подобную историю вам расскажет большое количество актёров-кукольников. На драму я, конечно, так и не перевелась. Поступила на кукольное отделение и сначала не понимала своего счастья: до института у меня было представление о театре кукол на уровне «Хрюша и Степашка». А когда началась учёба, я увидела, насколько многослоен, интересен, необычен мир кукольного театра, как много форм он может предложить. Пришло осознание: это именно то, чем я хочу заниматься.

Мастер нашего курса Людмила Савчук открыла для нас кукольный театр не в классическом его виде. Мы постоянно экспериментировали, много занимались пластикой, пантомимой, работали в масках. Также нам давали возможность пробовать себя в качестве режиссёров, придумывать что-то самим.

Окончив институт, я достаточно долго работала актрисой: сначала в Ярославском театре кукол, потом в питерских театрах, включая Кукольный театр сказки. Но тот режиссёрский опыт, который я получила за время учёбы, мотивировал меня развиваться дальше, создавать что-то своё. Поэтому я решила получить образование по специальности «Режиссёр театра кукол» и поступила в Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (ныне Российский государственный институт сценических искусств. – Прим. ред.).

Там у меня также были очень интересные учителя – Тамара и Александр Стависские. Они загружали нас работой и при этом всегда давали творческую свободу.

Получив диплом, постепенно я стала набирать опыт. Как приглашённый режиссёр ставила спектакли во многих российских городах и видела разных людей, разные театры, наблюдала за тем, как они работают, экспериментировала. Даже если я хотела сделать спектакль классического формата – допустим, ширмовой с тростевыми куклами, – то всё равно старалась подходить к этому небанально. И мне везло, что вместе со мной работали талантливые люди, которые тоже были готовы пробовать что-то новое.

Работа над спектаклем всегда начинается с поиска материала, важного и близкого для тебя. Темы, на которые мне хочется поговорить со зрителем, диктуются жизнью, меняются вместе с мироощущением. Когда-то было интересно говорить с детьми о том, как в жизни мы, такие разные, друг к другу пристраиваемся. Мне важно было сказать маленькому зрителю: попробуй понять других людей – и они попытаются понять тебя. А вот сейчас, когда моему сыну 20 лет, уже ориентируюсь на аудиторию примерно его возраста и интересов. Даже в детских кукольных спектаклях, помимо понятного всем пласта, есть более глубокие слои и смыслы. Так мы даём публике пространство для размышления, эмоционального роста.

Мне кажется, что в театре у зрителя душа распахнута шире, чем, например, при просмотре кино, поэтому режиссёру и его команде очень важно использовать это как возможность для диалога. К тому же в кукольном театре гораздо больше приёмов и форм воздействия на аудиторию, чем в драматическом.

Работа режиссёра включает в себя огромное количество объектов, за которыми нужно следить. Ты отвечаешь за визуальное, техническое, музыкальное оформление спектакля, а ещё должен быть психологом, потому что имеешь дело с людьми, причём с творческими. Вот такая «многостаночность». Люди моей профессии справляются с этой ответственностью по-разному. Лично у меня хорошая семья, я нахожу свою отдушину в ней. Ещё мне помогают отдыхать прогулки. Когда я приезжаю в другой город ставить спектакль, всегда прошу селить меня подальше от театра, чтобы хотя бы полчаса я могла прогуляться. А потом опять продолжить работу.

Но при этом в театре всё не может зависеть только от режиссёра. Для меня театр – это содружество профессионалов, где люди вместе думают, как сделать лучше. Мы можем быть абсолютно разными, но в момент творчества наши взгляды должны соединяться и двигаться в одном направлении. Мне не подходит такой формат работы, когда кто-то пытается перетянуть всё на свою сторону или, наоборот, спрашивает, из какой кулисы ему выйти и что говорить. Мой театр – про взаимодействие и понимание в коллективе.

Главным режиссёром Кукольного театра сказки я стала совсем недавно, в сентябре прошлого года. Так что посмотрим, как всё сложится здесь. Поскольку раньше, 11 лет назад, я была в этом театре актрисой, то уже знаю, куда попала, знаю эстетику и устройство этого места. Однако в этом и сложность: некоторые воспринимают меня с актёрской, а не с режиссёрской стороны, в чём-то не доверяют. Поэтому мне нужно не только выполнять творческие задачи, но и проявлять себя как лидер и организатор. Это требует сил и энергии, но опытом проверено, что притирка друг к другу – небыстрый процесс и может продлиться не один год.

Одна из моих главных целей здесь – возобновить работу малой сцены, закрытой по техническим причинам. Такое камерное пространство позволит создавать кукольный театр с более подробными и детальными образами. Сейчас на малой сцене готовится к премьере спектакль для взрослых «Русалка» по драматической поэме Пушкина. Его делают молодые, полные огня постановщики, которых я смело пригласила. Для спектакля мы планируем поменять пространство зала: вместо рядов кресел поставим длинный стол, а зрители будут сидеть за ним, как гости на свадьбе.

Премьера «Русалки» ожидается в конце июня, а в мае на большой сцене выйдет спектакль «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», над которым мы сейчас активно трудимся. При том, что сюжет сказки необыкновенно динамичен, в её персонажах есть ощущение некоторой неподвижности, статуарности образов: героический Елисей, нежная царевна, мужественные богатыри. Поэтому мы с художником спектакля Александром Алексеевым наделили большую часть кукол достаточно скупыми возможностями. Внутренняя и внешняя активность ярко проявляется только в мачехе, кукла которой буквально увеличивается в размерах по мере нарастания в ней зависти и злобы.

Важными действующими лицами спектакля станут энергичные и гротескные старухи-сплетницы (рассказчицы) – вот они-то как раз и донесут до зрителя сильные эмоции, комментируя сюжет и одушевляя кукол-персонажей. Богатырей же мы с художником решили превратить в медведей, под устрашающей маской которых скрывается чистая душа. И когда они откроются царевне и покажут своё истинное лицо – произойдёт чудо.


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
QR Код

Понравилось у нас?
Напишите об этом, используя QR-код.